Развитие личности ребёнка
Почему одни люди успешнее, чем другие? И можно ли на это повлиять? Как бы мы ни уверяли себя, что способности к развитию определяются генами, среда, в которой маленький человек учится делать свои первые шаги в большую жизнь, имеет огромное значение. В наших силах помочь ребёнку обрести уверенность в себе, научить его ценить развитие как таковое. Устраняя внешние ограничения, мы открываем путь к формированию развитой личности.
Всё в твоих руках
Цельная личность обладает внутренней силой, позволяющей ставить цели и достигать их, успешно справляться с жизненными трудностями, возникающими на пути. Человек может не просто реагировать на внешние воздействия и копировать действия других, а, заглянув внутрь себя, делать выбор, основанный на внутренних принципах и убеждениях. Развитая личность гибка в решении проблем, и может выбрать оптимальный путь к успеху.
Увидеть и поддержать
Все дети мечтают. Выдумывают волшебные миры, пилотируют космические шаттлы и отправляются в поход за приключениями в сердце Амазонки. Каждый из нас рождается с мечтами о прекрасном, зарядом внутренней страсти к развитию, исследованию. Раскрыть этот потенциал, использовать его на полную мощность, оседлать окрыляющее ощущение безграничности всех возможностей, по силе каждому из нас. Наша задача как родителей — увидеть эти способности. Они живут внутри, их просто нужно заметить и поддержать.
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. © Антуан де Сент-Экзюпери
Навыки, такие разные и такие нужные
Личность многогранна, и порой сложно понять, куда бежать, чтобы её развивать. Но если разбить сложную задачу на составляющие и работать над ними по очереди, появляются вполне простые и выполнимые цели. Мы постарались выделить направления развития и подобрать набор рекомендаций для повседневных занятий с ребёнком.
Развивайте воображение
Творческая составляющая развития влияет не только на то, как хорошо ребёнок рисует и танцует. Самое общее понятие творческого видения определяет, насколько у ребёнка гибкое мышление, сколько возможных путей в решении возникающих задач он видит, и может ли выбрать оптимальный? Это визуализация возможных жизненных ситуаций, видение будущего и умение поставить себя на место других людей.
Отличным способом развить эти навыки являются ролевые игры в больницу, школу, магазин, почту, аэропорт и вообще всё что угодно. Не просто читайте сказки, а инсценируйте происходящее в книге, пусть ребёнок будет одним из героев, в качестве других можно привлечь игрушки и родственников. Лепите фантастических животных, придумывайте фантастические миры будущего и путешествуйте в прошлое. Не останавливайте ребёнка, если он использует предметы не по назначению. Пусть косит траву валенком и вырезает ножницами цветы из бабушкиных штор слоёного теста.
Мишка после нашествия скорой помощи
Уважайте личность
Если при общении с ребёнком вы всегда будете представлять, что перед вами стоит взрослый человек, личность, очень скоро ребёнок начнёт оправдывать эти ожидания. При этом, безусловно, делайте скидку на возраст маленькой личности. Уважайте ребёнка и поддерживайте его инициативы, давайте ему выбор в ограниченном пространстве альтернатив (что бы ты хотел на обед, суп или спагетти?). Беседуйте о будущем, о планах на лето, учёбе в школе, спрашивайте, кем малыш видит себя, когда станет взрослым.
Развивайте социальные навыки
Поощряйте инициативу ребёнка в общении, учите его выстраивать партнёрские отношения со взрослыми и сверстниками. Организуйте совместные занятия с ребёнком, это научит его сотрудничеству. Очень важно формировать социальную среду, заведите друзей во дворе, встречайтесь и общайтесь с взрослыми и детьми, приглашайте гостей и ходите в гости сами.
Учите дружить с миром
Знакомьте ребёнка с устройством мира, берите его в магазин, библиотеку и на почту. Учите любить природу и животных, заботиться об окружающем мире. Обучайте нравственным принципам, показывайте что такое хорошо и что такое плохо.
Ни один одуванчик не пострадал, мы взяли готовую фотографию
Учите контролировать эмоции
Не стоить ждать эмоциональной устойчивости от двухлетнего ребёнка, это умение медленно, но верно приходит с возрастом. Модель отношений с миром ребёнок копирует с родителей, поэтому очень важно на личном примере учить ребёнка эмоциональной терпимости, спокойствию в решении возникающих трудностей. Постепенно приучайте малыша ждать, но не забывайте при этом уважать его инициативу.
Познакомьте ребёнка с правилами
Порой мы сами не осознаём, насколько взрослый, социальный мир подчинён правилам. Если мы не научим ребёнка знать эти правила и уметь их использовать, ему будет тяжело интегрироваться в общество. Особенно важно уметь соблюдать правила в школе и детском саду, их там очень много. Используйте естественное любопытство ребёнка, знакомя его с миром и объясняя, какие правила соблюдают взрослые и почему. Обучайте ребёнка этикету, правилам поведения за столом и в общественных местах. Отлично помогают освоиться подвижные или настольные игры в компании, где надо ждать своего хода и соблюдать различные правила.
Читайте!
Уникальность книг состоит в том, что они могут помочь в развитии всех перечисленных выше навыков. Неудивительно, ведь каждая книга — это маленький мир, набор ситуаций, с которыми малыш обязательно встретится в настоящей жизни. Мы считаем чтение книг настолько важным, что посвятили отдельную статью чтению книг дошкольникам.
Царевна-лягушка существует, если на неё подуть, она исполняет желания!
Развивайте, играя.
Какие бы навыки вы ни развивали, облачайте занятия в игровую форму. Практически любые занятия можно организовать так, что мотивация будет на высоте. Игра научит ребёнка полюбить процесс развития сам по себе. Внутреннее стремление к совершенству, движению вперёд, стоит многого.
Развивающая среда
Не всегда возможно посвящать занятиям с ребёнком целый день, да это и не нужно! Важно построить распорядок дня так, чтобы маленький человек прыгал с одной развивающей полянки на другую, переключаясь и отдыхая. Если вы сможете создать вокруг ребёнка развивающую среду, ростки знаний и навыков сами будут тянуться к свету, а вам останется лишь иногда прореживать грядки.
Музыкальный уголок
Совсем не обязательно беспрерывно водить ребёнка по музеям, развивалкам и зоопаркам. Начните с домашнего пространства, выделите смысловые зоны, например, музыкальный уголок, читальный диван, на кухне можно устроить творческую лабораторию, на балконе открыть ремонтную мастерскую. Карандаши для ванной, говорящая азбука в туалете, ну вы поняли, фантазируйте :)
Заведите хорошую компанию во дворе, чтобы можно было играть в подвижные игры и общаться. Двор — прекрасная развивающая среда, когда там ждут лучшие приятели. Ходите в гости и приглашайте друзей к себе. Заведите вечерние ритуалы, например, поединок в настольную игру и чтение на ночь. Открывайте новые для ребёнка места, гуляйте по паркам и путешествуйте. Если ребёнок ходит в детский сад, поищите такой, в котором «развивающая среда» не является формальным словосочетанием.
Каждый ребёнок уникален
Вспомните, вы когда-нибудь видели двух одинаковых детей на детской площадке? Их таланты, интересы и способности уникальны. Учитывайте особенности характера, составляя набор занятий для ребёнка и организовывая развивающую среду. Одни дети сильны интеллектуально, другие предпочитают творческие занятия. Прислушайтесь к внутренней мотивации ребёнка, если напирать на занятия математикой, в то время как ребёнок рвётся рисовать, вряд ли это будет эффективно. Почитайте сказку про школу животных. Не дайте ребёнку стать кенгуру!
Небольшие различия порой имеются, но совсем не мешают дружбе!
Ваш комментарий:
Спасибо за комментарий!
Мы опубликуем его после проверки.
Следить за статусом публикации Вы можете в разделе мои отзывы.